МБОУ "ООШ № 14 для учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
город Губкин,Белгородская область
  • Рекомендации родителям

    Рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в развитии

    1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или, когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
    2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
    3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
    4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
    5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
    6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
    7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
    8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
    9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
    10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило реабилитации”.

    Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. 

    Рекомендации родителям, имеющих детей с ограниченными возможностями

    • постарайтесь принять факт наличия проблемы развития у ребенка и обратитесь к специалистам;

    • примете ребенка таким, каков он есть, проявляйте больше любви;

    • говорите ребенку, что Вы цените, уважаете и гордитесь им, ребенок в любом возрасте хочет слышать, что он кому-то нужен, видеть ласковые глаза;

    • не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми – это приводит к нарушению во взаимоотношениях, к возникновению тревожных состояний;

    • будьте активны в общении со своим ребенком, чаще разговаривайте с ребёнком, помните, что ни телевизор, ни радио не заменят вас;

    • не ограничивайте ребёнка в общении со сверстниками, не отказывайтесь от встречи с друзьями, приглашайте их в гости, пусть в вашей жизни найдется место и высоким чувствам, и маленьким радостям;

    • общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой - это важно не только для вас, но и для ребенка;

    • старайтесь чувствовать себя спокойно и уверенно с ребенком на людях, доброжелательно реагируйте на проявления интереса со стороны посторонних, не отталкивайте их от себя жалобами, раздражением, проявлением озлобления;

    • помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе, делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей и при этом не концентрироваться на себе, умел и любил общаться, мог попросить о помощи;

    • чаще прибегайте к советам педагогов и психологов, скорее всего, ребенку нужна психолого-педагогическая помощь, причем, чем раньше вы начнете коррекционно-развивающую работу с ребенком, тем большего успеха достигнете.

    Для создания благоприятных условий воспитания в семье необходимо знать особенности развития ребенка, развивать необходимые в жизни волевые качества. Важнейшей задачей в обучении детей с ОВЗ является познавательное, речевое, физическое, эмоционально-волевое, социально - коммуникативное развитие.

    Рекомендации родителям по обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья

    1. Обучение игре.

    Главная задача – научить ребенка играть. Какими бы ни были размеры квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. В игровой форме будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Игра предоставляет возможность упражнять и развивать свои когнитивные, речевые навыки и сенсорные способности в непринужденной атмосфере. Играя, дети выражают свои фантазии, познают окружающий мир и овладевают важными социальными навыками. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка – потребность выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир.

    2. Развитие познавательных психических процессов

    Внимание

    • включайте в занятия задания, требующие сосредоточения внимания: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку и т. п.

    • предлагайте детям следующее упражнение: в газете, в старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»)

    • регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительной постройки из конструкторов, рисунки, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы

    • тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами. Предлагайте детям:

    - повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;

    - неоконченные фразы, которые нужно закончить;

    - вопросы, на которые необходимо ответить;

    • учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки. Предлагайте детям:

    - найди отличия

    - найди два одинаковых предмета

    - игры-головоломки

    - загадки

    • учите переключать внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно формировать с помощью двигательных упражнений. Ребёнок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходить от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать и т. п.

    Игры и упражнения, способствующие развитию внимания

    • «Да и нет не говорите, черный с белым не носите.». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»

    • «Волшебное слово». Взрослый показывает упражнения, в ребенок выполняет их только в том случае, если взрослый говорит «Пожалуйста!».

    • «Где что было». Ребенок запоминает предметы, лежащие на столе, затем он отворачивается. Взрослый передвигает (убирает или добавляет) предметы; а ребенок указывает что изменилось

    • «Назови что ты видишь». Ребенок за одну минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате

    • «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушивать словесную инструкцию взрослого, не обращая внимания на его действия

    Память

    Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приёмы осмысленного запоминания и припоминания, умения:

    • анализировать, выделять в предметах определённые связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия;

    • осуществлять обобщения, объединять различные предметы по каким-то общим признакам; классифицировать предметы и явления на основе обобщения;

    • устанавливать смысловые связи между предъявляемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

    Игры и упражнения, способствующие развитию памяти.

    • «Детектив». Развитие произвольного внимания. Ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил.

    • «Пирамида». Развитие кратковременной механической памяти. Взрослый называет ребенку одно слово, ребенок повторяет; потом называет два слова, ребенок повторяет, потом три слова, ребенок повторяет и т. д.

    • «Что ты видел в отпуске?». Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих в отпуске событиях.

    • «Следопыт». Взрослый показывает ребенку игрушку и говорит, что спрячет ее сейчас в комнате; ребенок отворачивается; взрослый прячет игрушку, а ребенок должен ее найти.

    • «Одежда». Ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром.

    • «Что ты ел на обед?». Ребенок вспоминает, что ел на обед.

    • «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги простой предмет, лист переворачивается, и ребенок должен нарисовать такой же предмет.

    • «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы; ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке.

    • «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен повторить его.

    • «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур. Ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать.

    • «Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек (камушков, веточек, бусинок); ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.

    Мышление

    Включайте в занятия задания на:

    • сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;

    • классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;

    • нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;

    • складывание целого из частей (разрезные картинки и последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним);

    • осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);

    • задания на сообразительность, логические рассуждения и т. д.

    Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных поделок должны не только включать копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.

    Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, анализируя поведения людей.

    Игры и упражнения, способствующие развитию мышления

    • «Разложи картинки». Учить учитывать последовательность событий.

    • «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу.

    • «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру».

    • «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения (веточка, орех, кусочек ватки, ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет.

    • «Антонимы». Ребенок подбирает к слову взрослого противоположное по смыслу (легкий – тяжелый, сильный – слабый).

    • Предложите ребенку поиграть в лото, домино, мозаику, конструктор, загадки.

    Восприятие

    Включайте в занятия задания на:

    • умение детей различать предметы на ощупь;

    • умение выделять признаки в предмете;

    • умение соотносить предметы по величине, форме;

    • развитие наблюдательности: учить внимательно и последовательно рассматривать предмет и явление;

    • помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом;

    • формировать умение составлять из частей целое;

    • различать основные признаки разных времен года;

    • закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху. внизу, перед, за, между, рядом;

    • формировать сенсорные эталоны формы.

    Игры и упражнения, способствующие развитию восприятия

    • «Перевертыши». Превратить круг, квадрат, треугольник в любой рисунок.

    • «Звезды на небе. Соотносить схематическое изображение созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественным.

    • «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры.

    • «Построй по росту». Выстроить в ряд предметы соответственно их высоте.

    • «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку.

    • «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен догадаться.

    • Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки.

    • «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктиром или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.

    Воображение

    • Играйте с ребенком, поддерживайте его фантазии.

    • Найдите время посмотреть на облака или на листья, чтобы увидеть, на что или кого они похожи.

    • Сочиняйте вместе истории. Взрослый говорит первое предложение, ребенок – второе, взрослый – третье, ребенок – четвертое и т. д.

    • Берите простые предметы (лист бумаги, карандаш, платок) и придумывайте, как его можно использовать. Лист бумаги может быть крышей, подзорной трубой, самолетиком, кочкой и т. п.)

    • Возьмите лист бумаги, скомкайте его, посмотрите на то, что получилось и придумайте, на что это похоже.

    • Возьмите краски и наделайте на листе кляксы, а потом рассматривайте их, пытаясь увидеть образы. Потом можно дорисовать до картинки.

    • Уберите на время все игрушки с конкретной, взрослой логикой (заводные, электронные). Они мешают развитию воображения.

    • Создайте среду, которая поможет ребенку развиваться. Здесь нужны предметы, которые можно использовать по-разному, у которых нет прямой логики (камушки, ленточки, коробочки и т. п.). Пусть в свободном доступе ребенка будут бумага разного формата и разные изобразительные средства: краски, карандаши, восковые мелки, пластилин.

    • Помогайте ребенку осознавать и обобщать его жизненный опыт. Рассматривайте семейные фотографии, вспоминайте веселые и интересные моменты вашей жизни; разговаривайте о том, что вы видите.

    3. Физическое развитиедолжно быть направлено на:

    - формирование произвольной саморегуляции;

    -развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации, графических навыков.

    Формируйте двигательные навыки с помощью игр. Играйте в подвижные игры как можно чаще – это способствует уменьшению утомляемости, снятию психоэмоционального напряжения, развитию интереса к выполнению графических упражнений, развитию ловкости пальцев рук, скоординированности их движений.

    4. Социально-коммуникативное развитие должно быть направлено на:

    - формирование адекватной самооценки,

    - формирование возрастной формы общения

    Играйте с детьми в театр, придумывайте мини-спектакли и выступайте вместе перед родными. Такие занятия способствуют преодолеть замкнутость, пассивность, скованность детей, повышают уверенность в себе, развивают умение работать в команде, развивают способность понимать эмоциональное состояние других людей и умения адекватно выражать собственное.

    Упражнения на развитие социально-коммуникативных навыков

    «Я и моё тело» Всё время пока идёт занятие представлять себя королевой, надуваться и сдуваться как воздушный шарик

    «Я и другие».Найти друг друга с закрытыми глазами и выстроиться в геометрическую либо другую фигуру.

    5. Художественно-эстетическое развитиедолжно быть направлено на:

    - формирование художественно-творческих способностей;

    - развитие эстетического вкуса;

    - развитие общей и мелкой моторики.

    • Рисуйте карандашами, красками, мелками, проводите занятия с пластилином, развивайте творческое воображение

    • Читайте детям сказки или придумывайте вместе свои и обсуждайте развитие сюжета

    • Чаще посещайте театр, музей, различные выставки

    6. Эмоционально-волевое развитие должно быть направлено на осознание своих эмоций, распознание и произвольное проявление, вербализация своих переживаний, обмен опытом со сверстниками. Ценность таких знаний состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям.

    • Старайтесь четко выражать свои эмоции, чтобы ребенок учился на вашем примере

    • Сделайте несколько упражнений из психомышечной тренировки

    • Читайте вместе с детьми литературные произведения и сказки

    • Включайте спокойную музыку перед сном (музыка без слов, например: шум моря, пение птиц)

    • Проделывайте вместе с вашим ребенком специальные упражнения, направленные на релаксацию

    • Старайтесь сохранять доброжелательный тон по отношению к вашему ребенку даже тогда, когда вы устали

    Упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы

    1. Упражнение «Определи эмоцию».Посмотреть на фотографии и определить, какие эмоции они выражают (радость, грусть, удивление, злость, страх) .

    2. Упражнение «Подбери верно».Выбрать каждому по карточке с какой-то ситуацией. Вы должны определить к какой эмоции подходит данная картинка, и объяснить свой выбор.

    3. Подвижная игра «Покажи».Превращение в маленьких актеров. Показать как ходят герои сказок с разными настроениями.

    4. Упражнение «Закончи предложение».Дети передают друг другу мяч, выполняя данное упражнение:

    *Я радуюсь тогда, когда…

    *Я удивляюсь тогда, когда…

    *Я злюсь тогда, когда…

    *Я грущу тогда, когда…

    *Мне страшно тогда, когда…

    5. Пальчиковая гимнастика «Грустные пальчики»

    Наши пальчики грустят, (сжимают и разжимают пальцы рук)

    Очень встретиться хотят. (поворачивают кисти рук вправо-влево)

    По дорожке побегут, (пальцы обеих рук «бегут» по столу)

    В гости все они придут. (соединяют попарно пальцы рук и ритмично надавливают кончиками пальцев друг на друга)

    Во время занятий должна быть спокойная, доброжелательная обстановка. Занятия следует проводить регулярно, а не от случая к случаю. Взрослый должен показать ребенку свою искреннею заинтересованность в процессе взаимодействия с ним, отметить чему научился, что узнал ребенок нового, где ему это может пригодиться.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie